გვერდები

5.17.2011

ძველი ბაქოს პირველი ქალბატონები

ფუად ახუნდოვი
ელიზავეტა გრიგორის ასული

ბაქოს ბურჯუაზიის ერთ-ერთი ძლევამოსილი წარმოამადგენლის, აღა მუსა ნაგიევის მეუღლე ელიზავეტა გრიგორის ასული (წარმოშობით ქართველი) აღიქმებოდა ძველი ბაქოს ერთ-ერთ ყველაზე ულამაზეს და თვალწარმტაც ქალბატონად. სამოსის ბრწყინვალებით,
ელიზავეტა გრიგორის ასული ნაგიევა -
აღა მუსა ნაგიევის მეუღლე 
more info

დახვეწილობით, მომხიბვლელი გარეგნობით მას არა ერთხელ განუცვიფრებია ქალაქის ელიტარული და არისტოკრატიული წრეები. ნაგიევის მმართველ ფატულლა-ბეგ რუსტამბეკოვის ოჯახურ არქივში, შევძელი მეპოვა ფოტოსურათი, სადაც ელიზავეტა გრიგორის ასული რუსტამბეკოვებვის და ვეზიროვების ოჯახებთან ერთადაა ავტომობილში. ამ ორიგინალურ სურათს, რომელიც გადაღებულია 1915 წელს მ. ნაგიევის კისლოვოდსკთან მდებარე აგარაკზე, რომელსაც ჩვენამდე მოაქვს იმ დროის კოლორიტი და რაც მთავარია რევოლუციამდელ ბაქოს აღირებული ერთ-ერთი ,,დედოფლის” მოხიბვლელობა და შარმი.

1919 წელს, აღა მუსა ნაგიევის გარდაცვალების შემდეგ, ელიზავეტა გრიგორის ასული გახდა მისი კოლოსალური სიმდიდრის დიდი ნაწილის მფლობელი, თუმცა სიცოცხლის დარჩენილი ნაწილი მან სიღარიბეში გაატარა. ქონების მნიშვნელოვანი ნაწილი, თბილისელმა ნათესავებმა ჩაიგდეს ხელში, ხოლო დანარჩენი კი საბჭოთა ხელისუფლებამ ჩამოართვა. 1920-იანი წლების შემდეგ ბაქოს ერთ-ერთი უმდიდრესი ადამიანის მეუღლე ორლოვის ქუჩაზე (დღევანდელი მუხტადირი), ერთ ვიწრო, გაპარტახებულ ბინაში ცხოვრობდა. ა. მ. ნაგიევს ელიზავეტა გრიგორის ასულისაგან შვილები  არ ჰყავდა და ამის გამო მის შესახებ ცნობების შეგროვება ძალზე ჭირს, რაც გასაგებია, რადგან დიდი ხნის განმავლობაში ეს თემა ფაქტიურად აკრძალული იყო, ძალზე ცოტა არის გამოკვლეული და თანაც ჩვენი ისტორიის არც თუ ისე შორეული წარსულის ცოცხალი მოწმეები სულ უფრო და უფრო ცოტანი რჩებიან.

Первые леди старого Баку

Фуад АХУНДОВ

В бурном культурном подъеме и развитии Баку на рубеже веков огромную роль было суждено сыграть азербайджанским женщинам: интеллигенткам, просветительницам, представительницам светских аристократических кругов. Рассказать даже коротко о них о всех, конечно же, невозможно, и потому нынешнюю публикацию хотелось бы посвятить женам крупнейших бакинских предпринимателей и меценатов, чьи имена в те годы были известны подчас не менее, чем имена их могущественных мужей.

Сона ханум Тагиева-Араблинская – супруга, сподвижница и единомышленница Г.З.Тагиева, родилась в 1881 году в Дербенте, в семье потомственного дворянина генерала Балакиши-бека Араблинского.

Генерал Б.Араблинский стремился дать хорошее светское образование своим детям. Его дочери Нурджахан и Сона по окончании начального учебного заведения в Дербенте продолжили обучение в Баку (в заведении Святой Нины). Обе они впоследствии связали свои судьбы с семьей Тагиевых: старшая Нурджахан вышла замуж за сына Г.3.Тагиева от первого брака Исмаила, что же касается Соны ханум, то она стала женой самого Гаджи Зейналабдина. Их свадьба состоялась 23 июня 1896 года в Дербенте.

Несмотря на огромную разницу в возрасте, брак этот был счастливым. В лице Соны ханум Г.3.Тагиев нашёл не только чуткую, заботливую мать пятерых детей, но и верную спутницу, помогавшую ему во всех благотворительных начинаниях. В течение многих лет она была бессменным членом Попечительского совета Александрийского женского русско-мусульманского педагогического училища – первой светской школы для девочек-мусульманок, основанной Г.З.Тагиевым в 1901 году.

Наряду с Александрийским училищем, Сона ханум Тагиева попечительствовала над старейшей в Баку школой для девочек — Бакинским учебным заведением Святой Нины.

В газетных публикациях тех лет, особенно в «Каспии», можно часто встретить сообщения о благотворительных вечерах и обедах, акциях милосердия и помощи сиротам, больным, раненым воинам, неизменным участником которых была Софья Владимировна Тагиева — так в бакинском высшем свете именовали Сону ханум.

Как для жены Г.3.Тагиева, так и для всей его семьи советизация обернулась страшной личной трагедией. Вскоре после смерти крупнейшего бакинского мецената семья осталась без средств к существованию, подверглась преследованиям и гонениям...

Люди старшего возраста и сейчас вспоминают о раздавленной горем и отчаянием женщине, часто появлявшейся на улицах Баку в 20-е – 30-е годы, бедно одетой, с распущенными волосами, просящей милостыню... То была Сона ханум. Такую участь уготовила новая власть женщине, олицетворявшей блеск и величие старого города, одной из некогда первых бакинских гранд-дам. В 1938 году Сону ханум нашли мертвой на одной из городских улиц. Как рассказывают, в ее руке был зажат кусочек не то пирожного, не то булки...

Из семьи военных аристократов происходила и другая леди Старого города — жена Муртузы Мухтарова — Лиза ханум Туганова. Потомственная осетинская дворянка, Лиза ханум родилась и выросла во Владикавказе. Ее родители полковник Аслан-бек Туганов и Паша ханум Дударова принадлежали к самым почитаемым аристократическим родам, и по сей день известным во Владикавказе. Здесь и произошла встреча Лизы ханум с видным бакинским предпринимателем М.Мухтаровым, здесь они сыграли свадьбу.

Последующие и, пожалуй, самые памятные годы своей жизни Лиза ханум Мухтарова связала с нашим городом, оставив о себе добрую и светлую память.

Листая ежегодные справочники «Баку», календари «Бакинский спутник», знакомясь с деятельностью многочисленных бакинских благотворительных обществ и организаций, можно очень часто встретить имя Лизы ханум. Вместе с докторами Бахрам-беком Ахундовым, Л.Л.Гоциридзе, Еленой Георгиевной Мартыновой (женой бакинского градоначальника), Лиза ханум Мухтарова входила в правление Бакинского отдела Кавказского общества борьбы с туберкулезом, содержавшего амбулаторию по нынешней улице Горького, 3.

Лиза ханум была одним из активных членов благотворительного общества «Детская больница», организованного в 1913 году, помогала в создании специальной детской лечебницы в Баку.

Еще более обширной была просветительская и воспитательная деятельность Л.Мухтаровой. Не имея своих детей, она организовала в своем роскошном дворце на бывшей Персидской (ныне улица М.Мухтарова) своего рода пансион, где обучались и воспитывались девочки из бедных семей, сироты. Благодаря помощи Лизы ханум смогла получить образование и заявить о себе известная впоследствии артистка Фатьма Мухтарова.

Лиза ханум Мухтарова, входившая в правление акционерного общества «Муртуза Мухтаров», была также связана с Бакинским Мусульманским просветительским обществом «Ниджат» («Спасение»). В 1914 году она возглавила основанное на его базе Мусульманское Дамское благотворительное общество, куда вошли такие педагоги - просветительницы, как Рахиля ханум Казиева, Сара ханум Везирова, Пери ханум Топчибашева, Исмет ханум Ашурбекова и многие другие великосветские дамы. Общество оказывало содействие бедным девочкам-мусульманкам в получении образования, вело большую просветительскую работу, устраивало многочисленные благотворительные собрания, так называемые «Дни белой ромашки», обеды, сборы от которых шли на нужды малоимущих, бедных детей, сирот. Сохранились исторические документы с планом участка земли площадью в 1 десятину 2200 квадратных сажень (около 2,5 гектара) в поселке Гала, который подарил Мусульманскому Дамскому благотворительному обществу Муртуза Мухтаров. На этом участке им были также возведены два сиротских дома.

Увы, этому обществу так и не суждено было осуществить все свои начинания до конца: страшной трагедией для Лизы ханум обернулись апрельские события 1920 года. Не вытерпев хамства красноармейцев, покончил с собой Муртуза Мухтаров. Во дворце на бывшей Персидской разместился один из опорных пунктов XI Красной Армии. Лизу ханум поселили... в подвале ее собственного дома.

Как рассказывала Сара ханум Ашурбейли, ей вместе с матерью Исмет ханум удавалось иногда навестить Лизу ханум, оказывать ей хоть какую-то помощь. Однако оставаться в Баку становилось все более опасно. Фиктивно обвенчавшись с одним из турецких дипломатов – лишь бы эмигрировать – Лиза ханум выезжает в Стамбул. Однако, ее спутник, обманом завладев ее последними ценными вещами, скрылся. О дальнейшей судьбе Лизы ханум Мухтаровой известно очень немногое. Как рассказала мне Фаиза ханум Туганова (известный и уважаемый врач, родственница Лизы ханум), она прожила в Стамбуле до 1956 года.

Говоря о бакинских гранд-дамах, нельзя обойти вниманием Исмет ханум Ашурбекову-Султанову, жену известного промышленника, мецената и дворянина Балабека Ашурбекова.

Исмет ханум родилась в 1885 году в семье шемахинского купца торговца антиквариатом, коврами — Ага Полада Султанова. Рано потеряв отца, Исмет ханум воспитывалась у своего дяди Абдулхалыга Султанова в Тифлисе. Здесь прошли ее детство, юность, здесь она повстречалась со своим будущим супругом Балабеком Ашурбековым, человеком высокой культуры, образованным и энергичным.

Переехав после свадьбы в 1904 году в Баку, Исмет ханум близко сходится с Соной ханум Тагиевой, Лизой ханум Мухтаровой. Она оказывала большую помощь Г.3.Тагиеву, Соне ханум в организации благотворительных вечеров, в проведении которых участвовали еще совсем маленькие тогда дочери Исмет ханум. Мать шестерых детей, она находила время для благотворительной и просветительской деятельности. В 1914 году Исмет ханум становится одним из наиболее активных членов Мусульманского Дамского благотворительного общества.

Роскошный особняк Ашурбековых на Гоголя, 28, считался одним из самых гостеприимных в Старом городе. Здесь находили помощь и поддержку многие бедные студенты, в особенности тифлисские мусульмане.

Как вспоминает дочь Ашурбековых Сара ханум Ашурбейли, в Исмет ханум поразительно сочетались восточное и европейское начала. С детства под влиянием дяди она приобщилась к персидскому языку, великолепно знала персоязычную поэзию, зачитывалась стихами Омара Хайяма, Саади. Вместе с тем Исмет ханум прекрасно изъяснялась на немецком и французском языках. Ее отличали изысканный вкус, прекрасные светские манеры, великолепные наряды, ежегодно выписываемые из Парижа. В то же время Исмет ханум с огромной любовью относилась к традиционным национальным костюмам. Особое предпочтение она отдавала карабахским нарядам, о чем можно судить по многим дошедшим до нас фотографиям.

Увы, судьба Исмет ханум, как и многих, после 1920 года складывалась трагично: экспроприация, беззакония, преследования, затем эмиграция. После возвращения в Баку в 1925 году Исмет ханум пришлось пережить арест и гибель мужа, гонения на дочерей... Однако, самое страшное – весть о гибели в 1944 году на фронте сына Решад-бека – дочерям удалось-таки от нее скрыть.

Исмет ханум скончалась 15 марта 1954 года, в день 50-летия своей свадьбы.

Жена одного из самых могущественных бакинских буржуа Ага Мусы Нагиева Елизавета Григорьевна (грузинка по происхождению) слыла одной из самых красивых и ослепительных леди старого Баку. Великолепием своих нарядов, изяществом, броской внешностью, она не раз поражала элитарные и аристократические круги города. В семейном архиве управляющего Нагиева Фатулла-бека Рустамбекова мне удалось найти фотографию Елизаветы Григорьевны в автомобиле вместе с семьями Рустамбековых и Везировых. Но и этот оригинальный снимок, сделанный на даче М.Нагиева в Ребровой Балке (под Кисловодском) в 1915 году, доносит до нас колорит того времени, а главное, - обаяние и шарм одной из признанных «королев» дореволюционного Баку.

После смерти Ага Мусы Нагиева в 1919 году Елизавета Григорьевна стала обладательницей огромной части его колоссальных богатств, однако остаток своей жизни она прожила в бедности: значительной частью состояния завладели тифлисские родственники, оставшееся же – экспроприировала Советская власть. После 1920 года жена одного из бакинских крезов ютилась в убогой квартире на Орловской улице (ныне Мухтадира). Детей у А.М.Нагиева от Елизаветы Григорьевны не было, и потому сведения о ней сейчас приходится собирать по крохам, что и понятно: долгое время тема эта была фактически под запретом, мало исследовалась, да и живых свидетелей нашей не столь давней истории остается, к сожалению, все меньше и меньше…

О супруге крупнейшего «короля нефти и керосина» Ага Шамси Асадуллаева восторженно и с большим почтением было написано на страницах юбилейного издания «300-летие царствования дома Романовых», своеобразной энциклопедии России того времени:

«Марья Петровна Асадуллаева (урожденная Николаева) – редкая по своей духовной и физической красоте женщина, сыгравшая видную роль в жизни и предприятиях своего мужа Ага Шамси. На красоте и духовности их жизни не отразилось ни бедное происхождение, ни перенесенные вместе тяготы.

Это были два мощных великана по духу, два гения по мысли, два природных самородка, которые слились в одно целое, в одну несокрушимую силу для борьбы с тяготами жизни.

В продолжении 20 лет своей супружеской жизни они шли с неимоверной энергией и смелостью к намеченной цели, доведя свой капитал за это время до 20 миллионов рублей.

Внезапная смерть обожаемого мужа и друга (Ш.Асадуллаева не стало 21 апреля 1913 года – Ф.А.) не удерживает Марью Петровну от широкой предприимчивости и благотворительности».

Что ж, несколько напыщенный тон юбилейного издания, быть может, вызовет сомнения у читателей. В действительности же деятельность М.П.Асадуллаевой в меньшей степени, чем у других гранд-дам, связана с Баку. То был второй брак Шамси Асадуллаева, и в 1903 году супруги переехали в Москву. Однако, здесь они провели целую серию благотворительных акций, оставив о себе добрую память, в особенности среди московских мусульман.

Галерею первых леди старого Баку хотелось бы завершить Рубабой ханум Касумовой.

Жена подрядчика, предпринимателя и мецената Имрана Касумова, Рубаба ханум была во многом под стать своему мужу. Супруги Касумовы были страстными театралами, любителями искусства. Но их связывала не только общность интересов и увлечений, а в первую очередь большая любовь, привязанность друг к другу.

Возможно, потому после трагической гибели И.Касумова (он сорвался с крыши дворца Мухтарова во время строительства), Рубаба ханум сказала: «После смерти Имрана мне надо либо идти под чадру, либо же уезжать из города». Однако развязка была еще более печальной: Рубаба ханум покончила с собой. Эта история, в свое время потрясшая бакинский высший свет, вспоминается каждый раз, когда проходишь мимо дворца Мухтаровых, где после многих лет вновь расположился Дворец Счастья – Дворец Верности и Любви…

Первые леди старого Баку… Их многое объединяет между собой: внешняя и, что еще важнее, внутренняя красота, великолепные манеры, чуткость, такт, умение поддержать лучшие традиции благотворительности и меценатства своих мужей. Роднит их и то, что почти у всех очень трагично сложилась судьба, особенно после 1920 года. Словно какая-то злая сила пыталась уничтожить все самое лучшее, красивое и светлое. Однако очарование бакинок – это то немногое, что сумел-таки сохранить наш город сквозь годы безвременья и что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее Баку.

Автор выражает глубокую признательность Нармине ханум Тахар-заде, Асиме ханум Мелик-Егановой и Сабиру Гянджали за помощь в подборе материалов.

1 comment:

  1. ამ კარგი წერილის ავტორს სამწუხაროდ დაავიწყდა იმის აღნიშნვა რომ ბოლშევიკებმა ქონება წაართვეს ელისაბედ გრიგოლის ასულ ნაგიევას ტფილისელ ნათესავებსაც...

    ReplyDelete